Информирование об иностранных документах

11 июля 2023 г. вступили в силу изменения в Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь», которыми установлено, что:

  • граждане Республики Беларусь, на день вступления в силу закона имеющие иностранный документ – гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ иностранного государства, предоставляющий право на льготы и другие преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, – обязаны проинформировать об этом органы внутренних дел или органы дипломатической службы в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона.
  • граждане Республики Беларусь, приобретшие / получившие иностранный документ – гражданство иностранного государства, вид на жительство или иной документ иностранного государства, предоставляющий право на льготы и другие преимущества в связи с политическими, религиозными взглядами или национальной принадлежностью, – в течение трех месяцев со дня получения соответствующих документов обязаны проинформировать об этом органы внутренних дел или органы дипломатической службы.

ВАЖНО.

Информирование о:

  • приобретении иностранного гражданства – это предоставление документа о дате и (или) основаниях приобретения гражданства иностранного государства;
  • о получении вида на жительство – это предоставление вида на жительство и иного документа, приравниваемого к нему, т.е. документа, предоставляющего гражданам право на проживание в иностранном государстве свыше 90 дней в году (в полугодии) и не являющийся визой;
  • о получении иного документа, предоставляющего право на льготы и другие преимущества, – это предоставление документа, подтверждающего этническую принадлежность гражданина или его этническую самоидентификацию, предоставляющего в иностранном государстве права на льготы и преимущества в политической, религиозной или иных сферах, связанных с национальной принадлежностью (например, карта поляка).


Информирование может быть осуществлено гражданином самостоятельно посредством:

  • государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц – https://обращения.бел (воспользоваться сервисом можно после регистрации).


Предоставление информации в посольство или консульское учреждение Беларуси (не в Министерство иностранных дел!) возможно путем:

  • непосредственного обращения самим гражданином либо его представителем (в отношении несовершеннолетних информацию предоставляют законные представители);
  • направления письменного обращения по почте;
  • направления информации на электронную почту в домене @mfa.gov.by (только когда сайт https://обращения.бел в вашем регионе не работает!).


Заявитель предоставляет:

  • уведомление
    • скачать форму для заполнения в электронном виде можно здесь;
    • скачать бланк для собственноручного заполнения можно здесь.
  • копию иностранного документа (страницы, содержащие сведения о фамилии, собственном имени, отчестве (если таковое имеется) гражданина, наименовании, серии (если таковая имеется), номере, дате выдачи, сроке действия, в том числе о дате и (или) основании приобретения гражданства иностранного государства);
  • документ, удостоверяющий личность заявителя (при личном обращении).


При личной подаче уведомления представителем (законным представителем) гражданина также представляется документ, подтверждающий его полномочия (доверенность, свидетельство о рождении несовершеннолетнего либо иной документ).

ВАЖНО.

В случае получения гражданином нового иностранного документа либо продления срока его действия информирование осуществляется в том же порядке и в тот же срок.


Информация об иностранном документе считается принятой:

  • с даты обращения в орган дипломатической службы и предоставления всех предусмотренных документов.

Порядок предоставления информации об иностранном документе через органы внутренних дел следует уточнять в подразделении по месту обращения.

В случае несоответствия требованиям информации об иностранном документе она не считается принятой. В случае соответствия – выдается / высылается извещение с печатью загранучреждения и подписью консульского должностного лица.

Законодательство по вопросу информирования о документах иностранного государства:

  • Закон Республики Беларусь от 1 августа 2002 г. № 136-З «О гражданстве Республики Беларусь»;
  • Закон Республики Беларусь от 5 января 2023 г. № 242-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»;
  • постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства иностранных дел Республики Беларусь 23.06.2023 № 140/10 «О предоставлении информации о документах иностранного государства».

С 1 января 2025 года вступили в силу изменения в Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее – Кодекс), касающиеся регистрации актов гражданского состояния.

Статья 2381 Кодекса предусматривает обязанность граждан Республики Беларусь, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Беларусь, в течение шести месяцев с момента регистрации акта гражданского состояния компетентным органом иностранного государства представлять в органы загса данные сведения.

Порядок представления гражданами сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, а также их учета и обработки установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2024 г. № 944.

Согласно постановлению сведения об актах гражданского состояния, совершенных за рубежом, направляются:

• гражданами Республики Беларусь, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Республике Беларусь, – в отдел загса по месту их жительства;
• гражданами Республики Беларусь, проживающими за пределами Республики Беларусь и состоящими на консульском учете в загранучреждении, – в загранучреждение по месту постановки на консульский учет.
Представление информации в посольство или консульское учреждение Беларуси возможно путем:
• непосредственного обращения самим гражданином либо его представителем (в отношении несовершеннолетних информацию предоставляют законные представители);
• направления письменного обращения по почте.

Документы, выданные в иностранных государствах в удостоверение актов гражданского состояния, должны представляться в органы загса при наличии их легализации (проставления апостиля), сопровождаться переводом на белорусский или русский язык, при этом верность перевода или подлинность подписи переводчика должны быть засвидетельствованы нотариально. При представлении гражданами сведений об актах гражданского состояния посредством почтового отправления к заявлению прилагаются нотариально засвидетельствованные копии документов.

Формы заявлений о представлении сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 42 «Об установлении форм заявлений и журналов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния».

Скачать форму для заполнения можно здесь.

Законодательство по вопросу представления сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь:

• Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. № 278- З;
• Постановление Совета Министров Республики Беларусь
от 10 декабря 2024 г. № 944 «О порядке представления гражданами сведений об актах гражданского состояния, зарегистрированных за пределами Республики Беларусь, а также их учета и обработки»;
• Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 42 «Об установлении форм заявлений и журналов, связанных с регистрацией актов гражданского состояния».
 

Версия для печати